воскресенье, 11 ноября 2012 г.

«Все для людей!»

     С первых дней, как я приехала в Германию, фраза, которая часто проскальзывает в моей голове: «Здесь все для людей». Это означает одно: тут на каждом шагу видно, что все сделано для того, чтобы людям жилось комфортно, чтобы голова была как можно меньше забита бытовыми проблемами. Многие вещи настолько очевидно удобны, что я недоумеваю насчет того, посему их до сих пор нет в России. Кажется, это же вполне нормально, мы живем в 21 веке, когда технический прогресс развивается с такой скоростью, что люди не успевают удивляться научным достижениям…Россия живет в одном МИРЕ, с огромным количеством талантливых людей, но почему тогда Россия остается умной только в теории, а на практике… кажется, застряла где-то далеко… тут ЦИВИЛИЗАЦИЯ видна во всем, а Россия, как я сейчас понимаю,  во многом осталась дикаркой.
   Стремление сделать жизнь как можно комфортнее здесь проявляется и в мелочах и в существенных вещах. Конечно, иногда что-то бывает лишним, но в большинстве своем все достаточно рационально. Есть и свои исключения, но которые лишь подтверждают правила. Казалось бы, Томск -  не самый отсталый город, интеллигентный, научный, красивый,…но лично я очень сильно чувствую все эти простые удобства, которые есть здесь, которые не так чтобы и очень сложны, но их все-таки нет в Томске.
А теперь просто на примерах. Транспорт заслуживает особого внимания. Метро работает и ночью, трамваи тоже. Все поезда, автобусы, трамваи ходят строго по расписанию. Взяв в информационных киосках бесплатно расписания  нужного поезда или автобуса, можно планировать поездки очень детально. Главное - не опаздывать. О такой роскоши  -  знать, во сколько придет нужная маршрутка в Томске – можно только мечтать, ведь расписание у водителей вроде есть, но разве оно где-то висит, разве его кто-то соблюдает? Поэтому здесь, даже если поезд  или автобус ходит с частотой 20 минут, то это все равно удобнее, так как можно планировать, когда подходить на остановку, а кроме того,  на остановке можно ПОСИДЕТЬ на ЧИСТОМ сидении, и мест всегда хватит, будь то остановка в подземном или надземном метро, или автобусная остановка.
станция метро
сеть метро г. Мюнхена
я живу: S1, голубая ветка, станция Fasanerie, или U3 станция Moosach
красивая станция метро  в Мюнхене

 Я уже и не говорю о том, что на каждой станции есть электронные табло, на котором показано через сколько минут придет какой поезд, на какое направление он идет. То же самое бывает и на автобусных остановках: на электронном табло высвечивается, какой автобус через сколько и куда идет. Помимо электронного табло, естественно, есть и обычные стенды со схемой движения и расписанием. И снова вроде бы, все просто, наверное, странно было бы любому иностранцу, почему я затрагиваю такую тему... Но ведь в моем родном городе такого нет! И, кажется, об этом можно только в самых смелых мечтах себе вообразить, что у нас будет схема движения маршрутов города на остановке висеть, ее же погрызут  и разрисуют особенно веселые люди, а электронное табло бы  разбили при первом же опоздании маршрутки. Кроме того, в Томске, видимо,  все уже давно привыкли пользоваться ДубльГисом и навигаторами для того, чтобы определить в какую маршрутку нужно садиться. Значит ли это, что тут ни никто не пользуется смартфоном для того, чтобы зайти на сайт и посмотреть расписание метро? Еще как пользуются,… но у меня, например, нет смартфона, а большинству людей, у которых он есть, тоже быстрее посмотреть на табло.
надземное метро

Автобусы в будние дни ходят до 1 часа ночи. Метро ходит и ночью, но S-bahn не каждые 20 минут как днем, а раз в час, U-bahn тоже уже на каждые 10 минут, а реже. Но по выходным ночью транспорт ходит чаще, чем ночью в будние дни!!! Не могу сдержаться и не крикнуть -  «все для людей»! Ночью в пт или сб едем в метро домой, поезд очень даже наполнен людьми, потому что молодежь вообще-то ночью по выходным точно не спит, а на такси разъезжать не у всех финансы позволят. Много людей ночью едут в метро в аэропорт.
метро

Следующее достижение, которое  нельзя не отметить – тут ни о какой толкучке в общественном транспорте  не может быть и речи. Всегда удобно, за исключением раннего утра место в поезде и автобусе всегда есть! А даже если и нет сидячего места, такой давки, которая обычна в томских автобусах, не может быть. Просто больше вагонов, просто больше поездов, в городе, где живут полтора миллиона человек,  всегда удобно добираться куда-либо. Поезда все современные, они достаточно тихие, уши как в Москве не закладывает, внутри поезда тоже есть электронные системы оповещения.
Инвалиды-колясочники и родители с детскими колясками тут тоже свободно пользуются общественным транспортом, так как везде есть лифты, пандусы, а высота прохода в транспорт тоже продумана.
трамвай


В поездах и автобусах ехать удобно, можно и поспать и просто расслабиться, кости тут на каждой кочке не сотрясает как в России. Билеты покупают все самостоятельно в автоматах, очень удобно, никаких очередей для покупки билетов ни на междугородние поезда, ни в метро. Просто на каждой остановке метро и автобусе есть автоматы, в них не только можно билеты купить, но и просто посмотреть расписание любых поездов и бесплатно распечатать. Очень удобно. В метро нет никаких турникетов. Каждый выбирает сам, покупать билет, или ехать «зайцем». Но  так как при случае проверки придется платить 40 евро штраф, то почти все предпочитают, конечно, не рисковать. «Зайцы» тоже есть, но большинство покупают все-таки проездной билет. У меня тоже есть проездной билет на каждый месяц. На весь год купила мне его семья. Для того, чтобы оценить величину штрафа за безбилетную поездку, мне достаточно сказать, что проездной на месяц стоит примерно 60 евро. Это не самый дорогой. Так как тут есть разные тарифы, и цена зависит от зон, времени, длины поездок и т.д..
S-bahn, надземное метро
U-bahn, подземное метро
автомат для покупки билетов
.
      В транспорте есть свои недостатки: он все-таки очень дорогой, но надежен не на все 100%. Надземные (S-bahn) поезда иногда опаздывают из-за того, что то собака на рельсы прыгнет, то кто-нибудь пьяный свалится, то просто выпал снег… все капут. Моя гастмутер из-за нескольких таких опозданий поезда даже последнее время так разозлилась на с-бан  (S-Bahn, надземное метро), что решили они покупать вторую машину.
 
Здесь все, что может делать машины, делают машины. Все автоматизировано. Действительно, ведь 21 век на дворе!
 Однажды, я пришла на почту, но там была небольшая очередь. Я подумала, ну не может такого быть, чтобы я только для того, чтобы купить почтовые марки стояла в очереди, ведь это же Германия! Посмотрев по сторонам внимательнее, я нашла автоматы, в которых можно купить почтовые марки, оплатив банковской картой или монетками. Такие автоматы есть  и на улицах, они расположены рядом с почтовыми ящиками. Очень удобно!
   Здесь очень легко ориентироваться в городе, главное уметь читать, все улицы очень понятно подписаны, везде есть указатели. Город огромный, сеть метро тоже внушительная, но, тем не менее, ориентироваться здесь, учитывая, что все на неродном языке, гораздо легче, чем в любом российском городе. Я ни разу не заблудилась, хотя приходилось ездить в самые разные  районы города, всегда приходила туда, куда нужно, следуя указателям, карте или просто интуиции. Ведь таблички и столбики с названием улиц – это же тоже не роскошь, ведь так?
     Про  велосипеды вообще отдельный разговор… Германия – это рай для велосипедиста.  Так как я большой фанат велосипедов, обожаю этот вид транспорта, то я  наслаждаюсь этим! В то же время не могу привыкнуть к велосипедным дорожкам, когда нахожусь в роли в пешехода, часто незаметно захожу на велосипедную дорожку, так как она расположена радом с пешеходной. Местные друзья постоянно вытягивают меня с этой дорожки со словами «ОСТОРОЖНО», когда сзади несется очередной велосипедист. Это так забавно, так как скоро уже как 2 месяца, но я так и заступаю на эти дорожки…
Мне нравится, что такая автомобильная держава развила в своей прогрессивной стране и велосипедную культуру. Это очень рационально , а кроме того, очень удобно, и между прочим очень полезно для здоровья.  Есть велосипедные дорожки, есть места для парковки велосипедов. Да, велосипеды прикрепляют на замки, потому что спортивные велосипеды и тут будут не прочь украсть… Жаль, что в такой огромной России не нашлось места для велосипедных дорожек, и в таком молодёжном городе как Томск тоже…В Германии, с размером с Томскую область, почему  - то нашлось….Дело не только в суровом российском климате… ведь на юге России же он не суровый, даже теплее, чем здесь. Все дело в голове русского человека. Слишком много русский человек делает, для того, чтобы показать свою материальную состоятельность…. слишком хочет русский человек купить «мерседес», чтобы показать всем какой он состоятельный…и уж тем более ни за что не поедет на работу на велосипеде, так как другие ведь подумают, что он на машину не заработал. Как глупо!
типичная парковка велосипедов

В Германии велосипед – это транспорт номер один, говорю без преувеличения. Каждая семья имеет не только авто, но и обязательно внушительный парк велосипедов. Мне даже на миг показалось, что малыши у немцев рождаются, умея кататься на велосипедах, и в шлемах ;) Однажды, я видела такую малышку, ей было от силы года 2, но она уже была в шлеме и катилась на детской площадке на своем крошечном велосипеде ( двухколоесном! ни разу здесь не видела никаких подпирающих колес на детских велосипедах!) На велосипедах ездят все, и молодые и пожилые. Даже сейчас зимой очень удобно везде, где не так далеко на велосипеде ездить. Пока снега нет, все нормально. А потом посмотрим.
Здесь люди меньше выделываются перед друг другом материальным достатоком и мне это нравится. Мне так же нравится, что  я могу ночью после клуба от станции метро поехать до дома  на велосипеде. Мне нравится, что один из моих новых друзей Штефан, может приехать к клубу на велосипеде, припарковать его у любого столба  и не париться по поводу того, что у него нет БМВ. Штефан  - австриец, но учится в Университете в Мюнхене 6 год. 3 года назад он учился 6 месяцев по обмену в России, он мне рассказал, что все русские, кто узнавал, что он из Мюнхена, спрашивали какой у него БМВ. И когда он говорил, что у него нет БМВ, что он ездит на велосипеде, то все очень сильно удивлялись и считали его странным...Ведь  г. Мюнхен – это кузница БМВ, и наверняка тут у каждого должен быть БМВ! Мысль о том, что ему просто он не нужен, даже и не укладывается в голове у многих…Вот такие разные ценности….
       Одно мне сейчас ясно: в Росси все сделано так, чтобы русский человек постоянно тренировал свою креативность и жизнестойкость, чтобы постоянно был в тонусе, постоянно умел выживать в любой ситуации, умел жить месяц без горячей воды, а иногда и вообще без воды, с туалетом на улице в -30, с отсутствием центрального водопровода в русской деревне, с заготовкой дров на зим, умел не замерзать на остановке, когда автобус непонятно когда придет… умудрялся передать оплату в забитой маршрутке без кондуктора, а водитель умудрялся одновременно рулить, отсчитывать сдачу, и смотреть все ли рассчитались….русский транспорт для иностранца как экстрим -тур. Еще в России не раз слышала разговоры моих иностранных друзей и знакомых  о русском транспорте  (которые пережили это на собственной шкуре), а торчащих пятках в плацкарте, о маршрутках…
Теперь, я могу представить, какой в этом плане шок они пережили, так как увидела то, что должно быть очевидным в век инноваций….

       Спорный вопрос: «Для людей» или «не для людей» тут стоит задуматься, узнав тот факт, что все магазины работают в Германии до 20.00, а по ВС магазины вообще не работают, купить продукты в ВС возможно только на заправках. Но там дорого и туда еще добраться надо. Это до сих пор мне очень непривычно. Так как иногда по ВС по привычке хочется зайти в магазин, но не раз натыкалась на закрытые двери.  Даже во время Октоберфеста, когда был наплыв туристов, и магазины могли колоссально заработать по вечерам и в ВС, они все равно не работали. Такие вот правила. ВС для католиков – время не для работы. Хотя  посменный график для этого и создан, чтобы кто-нибудь работал и по вечерам и по ВС, но тут вот так. Во многих странах Европы так. Поэтому они все заранее планируют, закупают помногу.   Это я нахожу пока странным, но не трагичным.  С одной стороны это «Для людей» - чтобы они не работали по ВС, а с другой стороны «Не для людей» , которые и по ВС бы прошлись по магазинам.

Инновации – такое громкое и популярное слово в России! Хорошо бы было, если бы они начинались в России с простых вещей и желательно по девизом «Все для людей!»,












1 комментарий:

  1. С тем, что для нас авто - до сих пор статус - беда полная, это так. Хотя многие мои знакомые продолжают пользоваться общественным транспортом, а не веловипедом, чтобы добраться на работу, потому что трудно ездить без дорожек, а потом его негде припарковать на работе... Города в России, где есть велодорожки - по пальцам пересчитать - их можно узнать из Вики (всего 20 городов), а в Москве на каждого жителя приходится примерно 1,5 мм велосипедных дорожек. Ау! Прогресс и любовь к природе где вы?!

    ОтветитьУдалить